среда, 18 сентября 2013 г.

Куда уходит детство?

Размышляя над этой темой, в который раз сомневаюсь, а есть ли детство вообще, и если оно есть, то где обитает и кому принадлежит?
Современные родители делятся, на мой взгляд, в основном, на две категории, хотя, конечно же, есть исключения.
Первые – детьми сильно не интересующиеся, предоставляющие, в основном, своих детей  самим себе. Не беря личной ответственности за то, как будут жить их дети. Основные тезисы таких родителей- сами разберутся, жизнь научит, я ходил куда-то, либо не ходил, делал что-то, либо не делал, был, либо не был там-то, и ничего - вырос, живу. Таким родителям зачастую не интересно  проводить время со своими детьми, их тяготит детское общество,  им трудно увидеть человека в своем ребенке - со своими потребностями и мечтами, своими особенностями. Такие родители заняты в основном самими собой, а дети растут рядом, как  сорняк. Его питать  особо не надо. Зачем детей растить, они сами растут. В этом случае мы имеем ситуацию вынужденного раннего взросления ребенка, ситуацию неестественную и, как мы знаем, травмирующую, с одной стороны, и инфантильного, незрелого взрослого, не берущего ответственность за своего ребенка, с другой стороны. Родители и дети оказываются поменянными местами, но у кого из них есть детство? На мой взгляд, его нет ни у кого: его нет  у ребенка, так как ему приходится принимать взрослые решения по поводу многих аспектов своей внутренней и внешней жизни, но его также  нет и  у родителей. У них есть инфантильность. В этом случае каждый из участников этих отношений неполноценен в своей возрастной группе.
Второй вид родителей - наоборот, чрезмерно интересующийся своими детьми.
Они с  первых месяцев занимаются своим развитием и развитием детей, нередко еще в утробе. Беременные учатся сидеть, ходить, носить, дышать, рожать, кормить,  - в общем, растить. На первый взгляд  может показаться, а в чем здесь, собственно, вопрос? Заботливые интересующиеся родители, активно принимающие участие во всех сферах и стадиях  жизни ребенка. Но что скрывается под верхушкой айсберга? Между родителями и ребенком еще до его рождения всегда находится посредник, а то и несколько, прерываются естественные связи между, например, матерью и ее ребенком. Матери внушается, что без специалиста она не выносить,  ни родить, ни выкормить, ни вырастить ребенка не сможет. Что ее материнский инстинкт совершенно не компетентен по сравнению со всей этой группой специалистов. Более того, существует некая негласная оценка родителя в  среде, не пользующегося  выше перечисленными услугами, как недостаточно развитого и прогрессивного. Все эти механизмы по обслуживанию системы потребления как бы негласно говорят ему – ты недостаточно зрел, чтобы справиться со всем этим,  ты еще сам мал, чтобы иметь  дитя, мы тебе поможем, ты без нас не справишься. Доходит до смешного, по каким вопросам обращаются к психологам и педиатрам особо впечатлительные и  гипнабельные родители. Это - торона посредничества в этом пункте. А есть еще раннее развитие ребенка, чтение с трех лет и тому  подобное. Такие  родители очень заинтересованы в  ускоренном развитии своего ребенка. Они обеспечивают ребенку искусственное сверхскоростное взросление, тем самым также выталкивая его из детства.
 В итоге, мы получим  поколение, выращенное опекунами-специалистами, с одной стороны, и беспризорников, с другой. То есть, другими словами, поколение сирот. Особо  страшного в том, что есть сироты, как явление, нет: это  грустный факт, но  во все времена  существующий. Ужасно, когда дети, имеющие  родителей, живущих в семье,  и по социальным рамкам, во вполне благополучной семье,  имеют родителей только де-юре, а фактически предоставлены самим себе. У  ребенка не формируется модель  семьи и видение связи  между поколениями.  Само  понятие поколения размыто и не понятно, как на самом деле «это» называть, и существует ли разница, и в чем , если да?
Сирота понимает, что у него  нет семьи, что так сложилась его судьба, но где-то там, у многих есть  мама, папа,  у каждого из них есть свое  «мы». Такой ребенок,  став взрослым, будет стремиться   создать естественную семью. Другое дело, когда ребенок растет в родной семье и  видит  модель своей семьи таковой, которую, как семью в будущем,  воспроизводить не имеет смысла. Нет смысла искать пару. Нет смысла образовывать семью, нет смысла  рождать детей, когда они и не совсем дети-то.
В настоящее время идет тенденция к усреднению пола, замены мужского и женского пола социальным, уничтожение семьи и исчезновения категории детства, как таковой.

В этом месте своевременно задать вопрос: что же  делать  в  сложившейся ситуации? Сложность заключатся в том, что ситуация как раз еще не сложилась, все мы  находимся в  переходном периоде. Есть еще люди, которые живут  по старинке и сами воспитывают своих детей, осознают, что перед ними кто-то маленький, кому нужно вырасти, и создают благоприятные условия для роста своего ребенка. А есть те, которые растут как попало, либо передоверены третьим лицам. Из этих  разношерстных росточков  в скором времени возникнет  общее поле  выросших, не обязательно взрослых людей, и как они будут взаимодействовать друг с другом, определяться с местом в мире и сосуществовать вместе,  еще не ясно. Ведь что нас волнует в вопросах детства, почему мы касаемся этой темы? Наверняка, нам небезразлично,  кто из них вырастет,  и что они сделают с миром. 
Наталья Простакова

Комментариев нет:

Отправить комментарий