среда, 18 сентября 2013 г.

Концепция содержания образования. Е.П.Коструб

На очередной встрече, посвященной проекту "Иное образование", Елена Петровна предложила свою концепцию образования.  Ниже - расшифровка ее доклада.  Можно воспринимать  ее, как рабочую версию, соотноситься, углублять, внося свои понимания, либо предлагать свои концепции.


"Сразу предупреждаю, что у меня есть несколько травматических идей, которые, как мне кажется, в определенном смысле  соответствуют тенденциям  будущего. Просто, если  все это разворачивать, это займет очень много времени, часа полтора, поэтому я  хочу кратко сказать суть доклада, если у кого-то будут вопросы и я смогу на них коротко ответить, я на них коротко отвечу.

Парадоксальные идеи следующие: я сейчас совершенно выношу  за скобки  все вот эти процессы, происходящие с Украиной, имея в виду, что все процессы, которые происходят в Украине, на самом деле происходят во всем мире, просто у нас это виднее, потому что  мы дикие,  поэтому у нас это виднее. На само деле, все эти процессы происходят во всем мире.Идея  следующая. Во-первых. И в свете нашего последнего обсуждения  в том числе, но и не только, я считаю, что образование – это процесс, который вневозрастной. Конечно, вопрос в том, в каких формах и каким именно образом можно взаимодействовать с ребенком, подростком, юношей, зрелым  человеком и так далее. И это связано с содержанием жизни, а не с какими-то другими вещами.

1.Поэтому  образование- это вневозрастной процесс.
Это давно  уже обсуждается, это на самом деле общее место среди специалистов, которые занимаются образованием, оно продолжается всю жизнь и является непрерывным. То есть, идее непрерывного образования, ей у же  лет 40, а может и 50, как минимум. В свете этого, выделение такого института, как школа, или как институт, университет, техникум  и так далее – это бессмысленная  совершенно штука. То есть, она не имеет  совершенно  никакого отношения к образованию. То есть, это скорее вопросы заточки, адаптации человеческого материала к машине, которую этот  человеческий  материал должен обслуживать, грубо говоря. И как мы знаем, это машина  уже устарела и разваливается, и поэтому  все вот эти  вещи, в том числе и  обсуждение дипломов, аттестатов, понятно, что это совершенно бессмысленная штука. Понятно, что даже  сегодня наличие или отсутствие диплома, свидетельства и так далее, не имеет никакого отношения к делу, практике, работе и так далее. Просто никто  эти вещи не анализирует и не публикует, но на самом  деле  у нас сейчас  в авангарде в общество идут  люди вне всякой связи с дипломами, аттестатами и всякими прочим вещами. 

2. Я считаю, что настолько изменилась структура, и общество, и организация жизни каждого человека,  она будет меняться и дальше тоже, что обсуждение вопроса образования в связи, например, с предметами, бессмысленно. Мы  все видим тенденции, которые происходят. Ориентация на исследовательскую практику бессмысленна, потому что существуют разные практики. А наша  школа и ВУЗы устроены, как обслуживающие исследовательскую, или наукократию, или какие-то вот такие  вещи. Поэтому, вот когда   вы говорите, что ребенок безграмотно пишет, или он не может посчитать в  уме или даже в столбик, или еще что-то, я не воспринимаю это, как катастрофу. Потому что это вообще не имеет никакого отношения к образованности и цивилизованности.

3. По поводу ЗУНов – знания, умения, навыки. Это то, чему учит школа.  Основная тенденция, на которую я  опираюсь, говоря  следующий тезис, заключается в  следующем:  вообще, говоря, время, когда работа или рабочая сила отчуждалась от  человека, прошло. И это означает, что мы больше не можем больше отделять, вот те же  самые, например, ЗУНы, от жизни. Вот  точно также, как сейчас основные тенденции в области продуктивной  деятельности, скажем так, они заключаются в том, что работа и жизнь не разделимы. То есть, грубо говоря, люди больше не могут, особенно молодые, но и старые  тоже, уже не могут отделять работу от жизни. Отчуждать, принуждать  себя  делать какие-то вещи, чтобы обменять их на универсальный  эквивалент, тоже не могут. Люди хотят заниматься интересными вещами. И если вы разговариваете  с молодыми, молодые именно так   и рассуждают. У них даже разделения этого нет. Ни о каких волевых поступках и принуждении речь не идет. И это - свидетельство  совершенно другой  какой-то структуры жизни. И в связи с этим, отделение каких-то  полезных знаний , умений, навыков тоже бессмысленно. То есть, нельзя научить каким-то знаниям, умениям и навыкам, и даже если мы научим, какой  смысл, когда заяц курить умеет, например. Ну, умеет заяц курить, ну и молодец. И в связи  с этим это означает, что должна быть какая-то совершенно другая структура жизни или образования. Образования, встроенного  в жизнь, или неразделенного с жизнью. 3.Сейчас есть много таких попыток, и в том числе  людей,   которых я  уважаю и с которыми мы когда-то сотрудничали, в том числе и в области  образования и преобразования. На мой взгляд, образование – это как взращивание, или как образование, это когда ты все время себя образовываешь, имея в виду, как создаешь, в этом  смысле я понимаю образование. Я раньше говорила, что образование – это «создание образа себя». Но сейчас  мне это не нравится, потому  что это как создание имиджа, это не совсем так, это именно образовывание, когда ты все время  себя создаешь, и в этом смысле, если все-таки говорить о детях, имея в виду тот контекст, который Наташа задает этому проекту, то мысль вот  какая. Мне нравятся эти эксперименты, связанные с индивидуальным подходом, раз. Что имеется в виду? Это идея тьюторства, которые у Щедровицкого сейчас. Они, как последствие  школы культурной политики,  занимаются сейчас проектом  тьюторства. Во что он вырождается  реально, мне не нравится, но сама по себе идея очень интересна. Имеется в виду создание индивидуальных траекторий для каждого человека. Они, в  основном, занимаются не школьного возраста людьми, а студентами, они начали  с этого.  И речь идет вот о чем. Все это происходит в контексте мирового разделения  труда, и как Ира говорила, что где-то в Израиле, например, это больница всемирная,  Германия еще  есть и еще какие-то точки. Вот также точно и  со школами. Где-то будет школа такая, или школа-интернат, или не знаю, там где еще воспитывают кого-нибудь.. На само деле то, что касается образования, образование сложнее, чем медицина.. Понимаете, если иметь в виду индивидуальные траектории, которые под каждого человека создаются, то понятно, что какие-то важные способности он может развивать в Англии, а какие-то другие там на каких-то Сейшельских островах или еще где-то. И поэтому Гейтс выступил с идеей вот этого дистантного образования, когда собираются самые лучшие эксперты. Это и сейчас уже существует, на самом деле. В интернете достаточно развернутая такая вот система.  Недостающий элемент, которого у них не хватает, как я считаю, в этой  школе  тьюторства, именно индивидуального подхода у них не хватает. Я в этой области давно уже работаю и я понимаю, что для того, чтобы человек мог развивать какие-то свои способности, важно иметь в виду, какая у человека не только жизненная  траектория, какой тип интеллекта, например. Мы же испорчены профессией, поэтому мы это видим. Если  у человека географический  интеллект, то ты ему как не пихай эту математику, она ему никуда не  залезет, у него нет  дырочки под это.  А если он будет  развивать географический интеллект, то вся эта математика, все эти предметы, они накрутятся сами. Это вопрос каждой конкретной  конфигурации вот этого вот интеллекта.Мне в свое время делали  предложение, от которого мне трудно было отказаться и я даже какие-то шаги по проработке сделала совместно. Есть такая школа «Росток». Если кто, может, слышал. И вот когда они пытались перенести это из Сум, или Полтавы. Не помню, откуда они,  в Киев, была идея такая. Сделать это, как одно из направлений в этой образовательной системе. У них хорошо проработаны были младшие  классы, а там смысл какой: они занимаются развитием  мыслительных способностей. Их не волнует расчасовка, оценивание. И так  далее. Они там как-то скрестили все эти педагогические эксперименты, которые были раньше, и там получилась такая   симпатичная конфигурация, по которой у детей развиваются именно способности. И у них младшая и средняя школа более не менее была  проработана, а старшая  школа была не проработана. И, в частности, меня приглашали на обсуждение, как дальше можно двигаться.  Потому что с одной стороны идет давление на все большую и большую специализацию, и на самом деле  это давление продиктовано вот этим вот разделением  труда. Там - чем более какая-то область продвигается, тем более она становится  дифференцированной, тем большей специализируемости  она требует. Но чтобы  быть хорошим специалистом, нужно очень долго этому учиться, затачиваться на это и  все такое. И вот эта вот тенденция на раннюю специализацию, она очень мощная, и они продвигали эту идею как раз. Ну,  а я как бы  в своей манере продвигала идею, касающуюся того, что это к образованию не имеет никакого отношения. Это - во-первых, во-вторых, можно специализироваться, если у тебя есть общее. Ну, вот как у нас в университете, три курса общие были, а потом началась специализация. Система - это порождение тоталитарной идеи. Грубо  говоря, все люди- это человеческий  материал, который запускается в определенный станок и обтачивается определенным образом. В педагогике это идея табула раса, или как нибудь еще там, чистой доски, на которой  мы  пишем то, что хотим и получаем то, что мы сформировали. Я, например, считаю, что наоборот, нужно  широкий взгляд давать на мир, если речь идет об этом. Чем шире мировоззрение, чем дальше, грубо говоря, человек, видит горизонт, тем более он может быть собой. Тем  более он может быть уникальным. И в этом смысле образование, мировоззрение больше связано  с широтой, чем с опытом. Да, опыт делает  человека мудрым. То, что раньше мы называли эрудицией, например, сейчас, до сих пор сохранятся. В России эта ценность эрудиции в передаче, где  издеваются над детьми. В этой передаче «Умники и умницы». Но, тем не менее, то, что называлось раньше эрудиция, или еще что-то, даже маленький ребенок нуждается в широте, скажем так, мировоззрения. Файл вот эти вот закладываются  в детстве. Да, эрудиция нужна  для того, чтобы вообще что-то захотелось. Потому что, на самом деле, проблемы  с желаниями  у частичных людей. У людей, которых формировали, как детали, как частичного человека.

Теперь про содержание образования.

Базовые способности.

1. Искусственный интеллект. Тогда у  меня возникла такая идея, что помимо того, что должно быть достаточно широкое образование, может быть потому, что у меня у самой университетское образование. А университет, вы знаете, отличается от института тем, что там  более широкое представление, раньше, в средневековье, формировали. Но до нас что-то тоже дошло. До нас волна тоже какая-то докатилась. По крайней мере,  мы понимаем, что  университет от слова универсальный. И я же имела дело с министерством образования, и все это должно было в программы каким-то образом конвертироваться. И поэтому у меня идея вот какая была.  Когда  мы говорим о вот такой  вот индивидуальной конфигурации или выстраивания траекторий, там есть две стороны этого вопроса. Одна сторона этого вопроса – это то, что называется, скажем так, общие или универсальные способности. То есть, какие-то способности, которые  мы должны в любом случае у детей сформировать, имея в виду то, что без этих способностей они не смогут жить в новом или старом цивилизованном мире. Вот как раньше были способности читать и писать – сейчас они не нужны, грамотно писать.  Есть редакторы, зачем посвящать этому  пять лет своей жизни, если есть редактор, ты включил кнопку и он поправил все тебе там. Меня это не беспокоит в том понимании, в котором я сейчас это докладываю, а именно. Мы не можем пичкать наших детей устаревшими технологиями. Сейчас появился такой инструмент, как искусственный интеллект. Я недавно кому-то рассказывала по поводу счета. Раньше вообще пальцами считали, потом появились счеты. Вот, мой дедушка, например, очень виртуозно считал на счетах, очень сложные математические процедуры мог проводить на счетах. Мы, например, считали уже на калькуляторах. В голову никому не придет выучивать все  эти  интегралы или еще что-то. Мы не будем делать это в  уме. Жизнь нескольких поколений положена на то, чтобы изобрести, например, искусственный интеллект, ну, или там, лампочку. Мы же не пользуемся свечами сейчас, мы пользуемся лампочкой сейчас. Также и здесь. Грамотность письма, умение считать - они преобразуются в связи с таким пространством, как искусственный интеллект, поэтому первая базовая способность, которой я считаю нужно учить ребенка- это пользоваться искусственным интеллектом. Что это означает? Вот если бы  мы  вернулись в старую школу, в старую научно-исследовательскую лабораторию проблем высшей школы или еще какие-то. Ну, вот я работала в такой  лаборатории, то это означало бы, что мы должны взять, если бы  школа сохранялась, всю структуру этого предметного разделения переделать и включить туда, начиная с садика вот эти вот все вещи. И это тогда означает, что все то, что раньше было примитивными такими навыками -  наклеить аппликацию или еще что-то, сейчас, имея в виду искусственный  интеллект, это уже не надо, эти аппликации. Это уже должно  быть переплавлено. Оно уже включено. Это очень наукоемкая штука - искусственный интеллект, в которую включены многие, многие, многие навыки, которые раньше нужно было дискретно осваивать. Так, искусственный интеллект раз, и в связи с этим переструктурирование всех других областей или предметов.


2. Вторая  базовая способность. Она называется  коммуникация. Туда на самом деле входит много-много самого разного. Я сейчас называю базовые способности, которые меняют понимание человеческого интеллекта в принципе. А как можно конкретизировать  и раскрывать каждый из  этих пунктов, время на это надо, поэтому я – к перечислениям. Что понимается под коммуникацией? Там ряд моментов. Момент номер один, что сегодня человек представляет собой постоянно открытую для коммуникации систему. То есть, в любой момент времени, в любой географической точке он находится в коммуникативной сети. Это совершенно другое, чем как это было устроено раньше, когда есть зоны закрытости и есть встреча, в которой мы коммуницируем. Второй момент- это другой тип организации времени и пространства. Имеется в виду появление такой штуки, как онлайн. То есть онлайн и одновременно, если  говорить о коммуникации, многоточечная коммуникация. Когда  в одну единицу времени  ты одновременно коммуницируешь разным способом  с разными инстанциями. И это не обязательно человек, даже если в  сети. Это может быть система, это может быть группа, это могут быть куски содержания, когда они каким-то образом организованы. То есть,  это  разноуровневая онлайновая коммуникация и постоянная открытость по отношению к ней. Плюс еще, вы знаете, мобильные телефоны - то же самое. Это вторая  вещь, очень важная, это меняет коммуникацию очень сильно. И я думаю, что и в культуре коммуникации уже сейчас происходят изменения, будут и в  дальнейшем тоже происходить. И чтобы она оставалась  цивилизованной и культурной, там что-то нужно делать. Там нужно что-то делать, чтобы это  становилось  содержательной областью.


3. Третья общая способность - это то, что называется управленческая способность. Ее описывают, как самоменеджмент, бизнес по отношению к самому себе, к своей жизни. Если раньше управление – это был удел царей, или вождей, или пап, то сейчас  невозможно вообще выживать в этом мире, если  у тебя отсутствует способности  к управлению. Нет, не самим собой. Понимаете, это очень большая на самом деле тема. Если мы понимаем, что мы все сейчас живем не в структурах, а  в сетях, в такой организованности, как сети, понятно, что для того, чтобы  управлять собой, нужно управлять достаточно большими, разнообразными, разноуровневыми организованностями, потому что человек сейчас один не самодостаточен. Он самодостаточен только в том случае, если он включен в определенную сеть. Поэтому, когда я говорю об управлении – это не управление  самим собой, там встать в семь утра, почистить зубы. Человек управляет проектом под названием «жизнь». Когда мы сейчас говорим, что работа сейчас не отчуждаема, она не выделена из жизни, это означает и что вопросы управления, они не сводятся к руководству, планированию, вот этим всем, этому джентльменскому набору. Речь идет об управлении скорее живыми системами. Пример живой системы, например, человеческое общество, живущее в определенном ареале. Сейчас семья не система.  Вот несколько семей могут образовать полную  систему, пытаются, во всяком случае, поселенцы. Вот они  пытаются какую-то такую полную систему из себя создать. Получится у них или нет, я не знаю. Это большой вопрос. По понятию, как вы определяет границы семьи? Для того, чтобы определить границы семьи, должно быть общество, в котором семья  является ячейкой общества. Не важно, как бы  мы не понимали систему. Сейчас речь идет об образовании, и базовая способность - это управление. Про школу же мы разговариваем сейчас. Это значит, что семья самостоятельно не может управлять.


4. Четвертая способность касается многоязычия. Имеется виду именно многоязычие. Причем, например, когда начинают ребенка учить английскому, немецкому, украинскому и так далее, это не является  многоязычием. Это один  язык. Когда я  говорю «многоязычие», имеется в виду язык программирования. Язык, то, что называют, тела, язык, может быть, образов. Это имеется в виду. И многоязычие – это одна из базовых способностей, которую, как я считаю, нужно изучать. Очень спорный вопрос, что это можно сделать на предметах. Я считаю, что на предметах это сделать нельзя, но может быть, я ошибаюсь.


5. И еще есть одна базовая способность- это групповое взаимодействие. Неспроста вот эти все формы так стройненько и быстренько вошли в нашу жизнь, имеется в виду тренинговые формы, или то, что раньше называлось «активные методы обучения». Речь идет о групповом взаимодействии, поскольку сейчас это уже банальность, что мыслительный процесс связан именно с групповым взаимодействием. То есть, нет группового взаимодействия, нет мыслительного процесса, как бы мы себя не тешили.


6. Программирование. Имеются в виду все те вещи, которые связаны с маркетингом и антимаркетингом, и вообще, с достаточно агрессивным вламыванием в сознание и бессознательное другого человека. На самом деле все, даже старики сегодня. занимаются тем, что они в этой области образовываются. То есть, это базовая способность это различать и уметь это делать по отношению в к другому. Я – психолог, и я на таком  примере это говорю, но на самом деле речь идет о программировании и в большом контексте тоже. Если мы включаем туда не только людей, но и  разные объекты и процессы тоже.


7. Последняя базовая способность -  то, что касается творческого процесса или творчества. Причем,  имеется в виду не это «дети, давайте нарисуем что-нибудь творчески, как дождик идет или еще что-нибудь такое». Имеется в виду творческий процесс в целом, который заканчивается определенным продуктом, результатом. Публикацией его с участием множества людей. То есть, вот такой творческий процесс. Я пока что  не знаю, как на самом деле, как он может быть развито, или как он может быть поставлен, потому что пока что то, что я про него знаю, это то, что либо он возникает, либо он не возникает. Независимо от того, занимается ли ребенок, например, рисованием, танцами или еще чем-то или не занимается. Он может быть, а может его не быть. Пока что он возникает стихийно. Единственное, что понятно, что без периода освоения какой-то продуктивной деятельности он не появляется. То есть, имеется в виду что, когда от начала до конца ребенок что-то делает, и этот продукт представляет собой ценность. Когда продукт включен в какой-то социальный  контекст и имеет ценность не только для него.


Специальные способности. Базовые способности должны у всех быть. Специальные способности, имеется в виду что? Ну, вот там, к пению, например, или к поиску кладов, если это географический интеллект. То, что я говорила про специфическую индивидуальную конфигурацию интеллекта. Вот это имеется в виду. Это, мне кажется, должно идти каким-то отдельным. Это отдельно должно развиваться, в зависимости от  того, что.. я думаю, что можно, на самом деле, и включать, вплетать и вот эти тоже, но я разделяю это, чтобы можно было об этом как-то подумать продуктивно.Никто не занимался грамотностью с включением искусственного интеллекта. Понимание того, как можно научить ребенка грамотности следующее: что нужно, чтобы он 150 миллионов раз написал слово молоко через три «о» и тогда он это запомнит. Или, чтобы он читал огромные тексты, которые он не читает сейчас. Вот если   мы говорим о грамотности в контексте искусственного интеллекта. Речь  идет о чем? Что если ты пользуешься редактором. Ты же обращаешь внимание, что он исправляет. Это  совершенно другая конструкция. Это сейчас  вообще не важно, грамотно или не грамотно: сейчас ребенка выплеснули с водой вообще. Обучали с помощью воли и  тому подобному, принуждать себя и других людей к чему-то. Хитро принуждать, с помощью развернутой  системы   стимуляции-мотивации. Или, по- простому, принуждать. Это все построено на принуждении, на самом деле.  Если раньше была  тенденция на специализацию и на то, чтобы отчуждать от себя все больше и больше, то сейчас, наоборот, тенденция на включение. И искусственный интеллект- это не что-то, что существует отдельно. А это что-то, что уже встроено в человеческий интеллект, в человеческую жизнь, в человеческую цивилизацию. Я боюсь, что наше понимание высших функций нам тоже придется пересмотреть, потому что если речь об интегральном вот таком вот понимании, то там тогда не различается мышление и воображение, например, как высшие психические функции, они не различаются, если  мы говорим об интегральном подходе. Если мы говорим о дифференциальном, и все более и более специализируемом, ну, вот один должен придумывать идею, а второй, там, допустим, выкатывать на каком-нибудь полиграфическом станке, тогда мы различаем эти  функции, а если речь идет об интегральном подходе, тогда нам придется пересмотреть  и понимание о высших психических функциях. Ну, а кроме того, наука уже сейчас не является чем-то таким, что стоит во главе мира, в центре мира. Она сейчас занимает свое место, как оно и должно быть. Потому что, ну, вот, есть  познавательные функции, они одно место занимают, есть там какие-то эмоции, они свое место занимают. Также и наука тоже, это не гегемон, который занимает все, научно-технический прогресс".

P.S. Тезисы.
«Вопрос отстранения очень-очень проблематичен. Потому что когда вот в этой  структуре  (имеется  ввиду искусственный интеллект), ты постоянно включен во всемирную сеть, я не знаю, как можно отстраниться. Я не знаю, возможно,  ли это. Ну, с другой стороны, динозавры, они же вымерли».

«Можно сделать искусственный интеллект (ИИ) инструментом  только в том случае, если перерастаешь его. Когда мы говорим про интернет, тогда это становится очень проблематичным. То есть, ты должен быть. Поэтому, мне кажется, что нельзя это на самотек бросать. Почему я говорю, что это то, чему нужно самим обучаться и детей обучать. Нельзя в ИИ не включаться. Ты не можешь постичь суть ИИ, если ты не включаешься туда и не становишься вот этой микрочастичкой всех этих других носителей, ты не поймешь никогда весь этот ИИ, если ты так не сделаешь. Это как с гипнозом. Нельзя не включаться, если ты не включишься, ты не поймешь ничего. Но в этом есть страшное, если мы не вкладываем в него содержание, то тогда это бессмысленное втягивание в сеть».

«Искусственному противопоставляют естественное, но если вы можете что-то естественное назвать.. К ИИ  относятся практики всякого рода и вы, наверное, со мной  согласитесь».


«Я вам еще больше скажу. То, что касается вот этих физических всех вещей,  я это отношу к специфическим способностям. Если у  человека кинестетический интеллект, то да, конечно, это необходимо развивать».

«ИИ - потому что это и есть цивилизация. Это то,  к чему мы шли и куда вложены силы и интеллект множества  поколений».

 «Сам процесс развития человека искусственный давным-давно, если оставить человека «естественно» развиваться, то это получится очень неприглядное существо, которое мы даже человеком не будем  считать. Мы же видим попытки считать, что  человек развивается естественно. Когда мы говорим, что человек- это животное, ну, там, полагаемся на инстинкты или на еще какие-то вещи. Мы приходим к полному разрушению на самом деле». 

«Не будет в будущем ни литературы, ни математики, все интегрируется.  Во что, еще не знаю».

 «По отношению  к вот этим вот вещам (ИИ) мы одинаково с ними (детьми) младенцы, поэтому взрослый, детский мир – нет различения здесь. Вопрос в том, ну вот  чем  различается взрослый и ребенок? Тем,  что ребенок не держится за старое, он раз-раз-раз все это быстренько переработал и адаптировался. А взрослый держится за старое. Он говорит - нет, вот, когда  мы  жили в природе, было в 150 раз лучше, а природы давным-давно нет уж той. А в СССР как было замечательно».

 «Думаю, что здесь подход с формированием способностей не подходит».


 «Да нет у взрослых никакой ответственности за детей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий